Техническое знание трактуется как знание о специфическом объекте искусственно созданные системы — в отличие от естественного объекта естествознания , в котором, однако, в эксплицитном виде сформулирована универсальная, но обычно неартикулируемая цель любого познавательного процесса — достижение прагматического результата Ф. Эллюль , в рамках которой под техникой понимается не только машинно-механизмное оснащение деятельности, но и особый стиль мышления — тип рациональности, ориентированный на операционализм и инструментализм. Хунинг , включающей в понятие техники систему потребностей и аксиологических значений, формирующихся у человека в контексте взаимодействия с техническим окружением, особые установки сознания, сформированные в ходе технического образования и воспитания. Сходные идеи были высказаны в лекционном курсе в начале 20 в. Таким образом, синтетическая программа современной Ф. Исходным методологическим основанием Ф. Технологический детерминизм представляет собой своего рода аксиоматическую систему, включавшую в себя следующие постулаты:

Будь умным!

Понятие техники и ее роль в истории философии. Философия техники и ее проблемы. Технофобия и технократия код для вставки на сайт или в блог Ширина:

Техницизм и технофобия Информационное общество. Достижения и проблемы Современное человечество и проблемы глобализации 4.

Техницизм - выражение некритич. Его представители считают, что каждое новое поколение технич. В силу ограниченности индивидуального разума мы не можем предвидеть пути развития техники, но она внушает веру в то, что ее развитие ведет человеческое об-во ко всеобщему гармонич. И задача человека состоит лишь в том, чтобы не мешать самореализации высшего Разума или научн. На определенной стадии технико-индустриального развития происходит замена лозунга его ранней стадии"" свобода предпринимательства на лозунг"" свобода нововведений.

Такова техницистская утопия эпохи индустриализма, господствовавшая более полутора веков, к-рая во второй половине в. Новый техницизм считает, что наступление гармонич. Ленский , средств связи Г.

РАЦИОНАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Таким образом, наука — это и система знания, и производство знания, и практическое их использование. Научное познание имеет ряд особенностей. Основная задача научного знания — обнаружение объективных законов природы, общества, самого познания. Научное исследование ориентировано, главным образом, на общие, существенные и необходимые характеристики и свойства предметов.

ях, как техницизм и технофобия. Ведь годами на технику вешали различные негативные яр- лыки из-за невежества человека и общества в целом.

Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно - см. Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как"неудавшаяся цивилизация".

Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как"вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в современных условиях"техника - фактор порабощения человека". Это ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение"идеологии техники", бездумного техницизма.

Во второй половине 20 в.

ТЕХНОфобия

Технократия и технофобия Технологический детерминизм придает технике и технической деятельности абсолютный статус в качестве основания функционирования и развития общества. Он, как философская установка, возводит технику в ранг главной если не единственной причины, обуславливающей и однозначно определяющей собой все аспекты или стороны общественной и культурной жизни и тенденции их развития, начиная с экономики и политики и кончая искусством и философскими представлениями.

Поэтому уровень развития техники провозглашается им главным или даже единственным показателем критерием развития общества и культуры. Обычно различают две основные формы технологического детерминизма: Технологический эвдемонизм от греч. Он абсолютизирует ее значение в качестве источника благосостояния людей и односторонне рассматривает ее как средство освобождения и возвышения человека.

+ Техницизм это поощрение технического прогресса и стремление Технофобия: восхваление технической отсталости, верований и.

Более подробно техника использования матрицы многокритериальной оценки изложена в учебном пособии на стр. Стремительное развитие техники обусловило ее всеобъемлющее влияние на современный мир. Воздействие техники испытывают такие социальные сферы, как экономика, экология, наука, политика и даже искусство. Как феномен техника выступает в виде машин и орудий, но сегодня также — как технические сооружения и даже техническая среда.

В отличие от феноменальных описаний, используемых в философии техники как эмпирический материал, анализ сущности техники — это ответ на такие фундаментальные вопросы, как: Разумеется, обозначенный перечень вопросов следовало бы, с нашей точки зрения, расширить, например, отметить специфику формирования теоретического уровня технического знания, включить вопрос о фило-софских основаниях этого знания. Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др.

Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как"неудавшаяся цивилизация". Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как"вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека.

Поэтому в современных условиях"техника - фактор порабощения человека". Ото ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение"идеологии техники", бездумного техницизма. Во второй половине 20 в. Техноцизм - выражение некритич.

Техницизм И Антитехницизм Сочинения и курсовые работы

22, 8: Объединенные принятием тезиса об определяющей роли техники в социокультурном процессе, техницизм и антитехницизм расходятся в плане прорисовки сценариев и оценке перспектив дальнейшего развития общества на технической основе. Техн-зм - выражение некритич. Его представители считают, что каждое новое поколение технич. В рамках техницизма оформляются многочисленные типологии и периодизации истории общества, в основание которых положен принцип зависимости общественного развития от этапов совершенствования техники.

Некритическая оптимистическая оценка техницизмом роли техники в развитии общества находит свой аксиологический противовес в установке антитехницизма, видящего в технике угрозу человеческому в человеке.

Техницизм и технофобия. Понятие технофобии. Понятие техницизма. Каковы проявления взаимоотношений"человек — техника" .

Особенности продажи продовольственных товаров Наука - социокультурная творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности: Формирование научного знания возможно только в тесной взаимосвязи с реалиями окружающего мира. Принято выделять следующие этапы создания научных взглядов на реальный мир: Техника, как социальное явление.

В широком смысле она есть инструментальное средство, техническое знание, часть общественного прогресса, социальной динамики. Как определенного социокультурного рода ценность техника может рассматриваться, по крайней мере, в трех аспектах: Как объект — это приборы, инструменты, машины, имеющие определенную значимость для жизнедеятельности человека, сберегающего его ресурсы; Как знание техническое — умение, правила, теории; Как процесс изобретения, проектирования, изготовления, использования, результатом которого является увеличения предметного, вещного мира.

Техника как процесс составляет основу искусственной среды, создаваемой человеком, основу ноосферы. В этом плане техника представляет собой технологию способ деятельности, а ее социокультурный смысл заключен в технологическом совершенстве. Социокультурный смысл техники как степени развития человека личности состоит в том, что, во-первых, техника расширяет человеческие возможности, создает условия для развития его способностей, а во-вторых, служит средством реализации природных задатков.

Социологическое направление философии техники

Введение………………………………………………………………………3 Возникновение понятия философия техники…………………… Отношение человека к технике неоднозначно. Позиция, отражающая восхищение техникой, называется техницизмом.

Техника как социальное явление. Техницизм и технофобия. Одно из самых противоречивых явлений ХХ века - техника. Определений.

В основе этих оценок лежат определенные философско-мировоззренческие ориентации и установки. Здесь можно выделить прежде всего две метафизические, противоположные позиции — техницизм и антитехницизм, основывающиеся на технологическом детерминизме, с его представлениями об автономности технической рациональности, об определяющем и однозначном воздействии техники и технологии на общество, на все его сферы и стороны.

В этой связи можно говорить о техницистской и антитехницистской философии техники. Техницизм — философско-мировоззренческая позиция, абсолютизирующая роль техники и технологии в общественном развитии, заявляющая об их самодостаточности и способности к саморазвитию, выражающая веру в безусловную благотворность их прогресса для человечества и человека, в автоматическое изменение общества под их воздействием.

Другими словами, это техноцентризм, игнорирующий обратное воздействие самого общества на функционирование и развитие техники и технологии. Ему близки идеи сциентизма и технократии. Антитехницизм — философско-мировоззренческая позиция, выражающая критическое, негативное отношение к технике и технологии, рассматривающая технику как враждебную, чуждую, разрушительную и дегуманизированную силу.

Антитехницизму близки идеи технофобии и антисциентизма. Технофобия — позиция, выражающая страх перед отчужденной техникой, воспринимающая её, как реальную угрозу человечеству, человеку и человеческому бытию. В ней выражается боязнь утраты гуманистических идеалов, нравственных норм и ценностей, человеческой индивидуальности. Сциентизм- философско-мировоззренческая ориентация, абсолютизирующая роль науки в общественном развитии, рассматривающая её как высшую ступень человеческого разума, утверждающая научное знание в качестве абсолютной, высшей духовной и социальной ценности.

Антисциентизм выражает критическое, негативное отношение к науке и её достижениям, требует ограничения экспансии науки, научного знания и научной рациональности. В своих крайних формах он вообще отвергает науку, считает её силой, враждебной и чуждой подлинной сущности человека, главной причиной кризиса духовной культуры.

42.Техника как социальное явление. Техницизм и технофобия.

Одна из первых концепций технократизма была разработана Вебленом. Как предполагалось, технократы являют собой носителей совершенно нового типа мировоззрения, основанного на научно-технических знаниях и информации, не подвластного идеологиям классического типа. В е 20 в. Он связан с именами Гэлбрэйта, Турена и др. Технический прогресс и связанные с ним организационные сдвиги понимаются как процесс, приводящий к образованию и доминированию в экономике крупных корпораций, власть в которых принадлежит технократии.

Работа по теме: Наука.Техника. Глава: Отношение к технике. Техницизм и технофобия. ВУЗ: БГИТА.

Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др.

Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как"неудавшаяся цивилизация". Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как"вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека.

Поэтому в современных условиях"техника - фактор порабощения человека". Ото ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение"идеологии техники", бездумного техницизма. Во второй половине 20 в.